Пять распространенных заблуждений

Полезная статья из книги Мартина Суссмана «Программа улучшения зрения».

Возможно, она избавит вас от укоренившихся в общественном сознании мифов, которые часто ослабляют веру в возможность восстановления зрения:

ПЯТЬ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ЗАБЛУЖДЕНИЙ

Многие люди — даже если они и хотели бы отказаться от очков — сомневаются, что это возможно.

Этот скептицизм в значительной мере основан на заблуждениях. Существует пять распространенных заблуждений, которые заставляют людей думать, что зрение нельзя улучшить:

1. Плохое зрение передаётся по наследству. 
2. Зрение неизбежно ухудшается с возрастом. 
3. Зрение ухудшается вследствие повышенной нагрузки на глаза. 
4. Ухудшение зрения — результат слабости глазных мышц. 
5. Зрение — это лишь физический, механический процесс.

Давайте рассмотрим каждое из этих заблуждений подробно.

1. Плохое зрение передаётся по наследству

Первым заблуждением является то, что проблемы со зрением наследственны: если у ваших родителей было плохое зрение, то и у вас оно будет таким же. Раньше данная точка зрения была общепринятой, но теперь большинство специалистов считают, что зрительная способность не предопределена в момент рождения.

По статистике, только 3 человека из 100 слабовидящих родились с наследственными зрительными проблемами. У остальных 97% проблемы со зрением появились в какой-то момент их жизни. Ведь точно так же, как мы учимся говорить или ходить, мы учимся видеть.

Но поскольку в большинстве своём мы родились с нормальным зрением, правильнее будет сказать, что мы на протяжении жизни учимся не видеть. Конечно, учимся этому несознательно, неумышленно, и никто нас этому не учит, но мы неправильно пользуемся своими глазами и разумом, что и ведёт к ухудшению зрения.

Новейшие исследования показали, что даже дети в возрасте одного дня способны чётко фокусировать взгляд. Когда им показывают изображение маминого лица, то они фокусируются на картинке, изменяя скорость сосания искусственного соска. Если они сосут с правильной скоростью, картинка остается четкой. Если же они сосут намного быстрее или медленнее, картинка выходит из фокуса. Регулируя скорость сосания, младенцы способны удерживать изображение в фокусе.

До проведения этого оригинального эксперимента ученые ошибочно полагали, что дети не могут четко фокусировать взгляд до возраста 3 или 4 месяцев. Это заблуждение стало результатом недостаточного исследования учеными поведения младенцев.

С самого рождения мы познаем окружающий мир с помощью пяти органов чувств. Доминирующим и наиболее развитым является зрение. Через глаза мы получаем от 80 до 90% информации. Зрение имеет первостепенное значение для связи с окружающим миром.

Значительное количество людей носят очки или линзы. Необходимость использования оптики для того, чтобы хорошо видеть, считается нормой. Человечество уже неспособно без искусственных приспособлений использовать один из самых важных органов чувств — зрение.

Число людей со зрительными проблемами выросло за последние 100 лет в 5 раз. Этот ужасающий рост произошёл в течение всего трех-четырех поколений. Если плохое зрение передаётся по наследству, то кто мог нам его передать?

2. Зрение неизбежно ухудшается с возрастом

Второе заблуждение звучит следующим образом: зрение неизбежно ухудшается с возрастом, и каждый со временем будет нуждаться в очках для чтения.

Зрительная система — так же как и любая другая система вашего организма — со временем ухудшается. Разумеется, это происходит, если вы ничего не делаете для того, чтобы сохранить ее молодость и эластичность, и не избавляетесь от напряжения и ригидности, накапливающихся с годами. Процесс ухудшения зрения не является неизбежным и непоправимым. Но только вы можете повернуть его вспять.

Один пример. Кембриджский институт недавно получил письмо от 89-летнего мужчины, который использовал ту же систему улучшения зрения, к которой вы сейчас приобщаетесь. Он сообщил в своем письме: «Я носил очки для чтения 50 лет, с тех пор как мне исполнилось 39. Теперь, после 2 месяцев работы по программе улучшения зрения, иногда я уже могу читать без очков. Это хорошо у меня получается и не требует никаких усилий».

Что ж, удивительный успех, но самое интересное было дальше: «Я понял, что могу помочь себе, и предвижу еще более значительные изменения в будущем». Какой юношеский оптимизм! Есть чему поучиться!

Ваши глаза и зрительная система позитивным образом реагируют на упражнения, релаксацию, устранение стресса. Успех в этом деле полностью зависит от вашего отношения и конкретных шагов, направленных на сохранение зрения.

Наш опыт показывает, что так называемое старческое зрение (пресбиопия) очень хорошо откликается на тренинг. Многие из тех, кто начал использовать программу, способны не только остановить процесс ухудшения зрения, но и вернуть взгляду его первозданную ясность.

3. Зрение ухудшается вследствие повышенной нагрузки на глаза

Третье заблуждение заключается в том, что зрение ухудшается вследствие повышенной нагрузки на глаза: дескать, если много читать, или сидеть за компьютером, или слишком много смотреть телевизор, то можно испортить зрение.

И статистика по этому вопросу такова.

Только 2 % учащихся четвертых классов близоруки; в восьмом классе их порядка 10-20 %; к моменту же окончания колледжа близоруки уже 50-70 % студентов. Это вроде бы говорит о том, что чем больше вы читаете или учитесь, тем больше у вас шансов стать близорукими.

Но причина не в самой нагрузке. Причина в том, как используются глаза при повышении нагрузки. А тому, как правильно «пользоваться» глазами и как сохранить то хорошее зрение, с которым вы родились, никто в школе не учит.

Когда же людей учат правильно видеть, проблемы со зрением становятся куда менее распространенными.

Например, в Китае детей и взрослых обучают простым упражнениям для глаз, которые они каждый день выполняют в учебных заведениях или на работе. И доля страдающих близорукостью (миопией) благодаря этому значительно снизилась.

К сожалению, эти методы пока не стали общепринятой практикой в других странах. Но в некоторых школах их всё же ввели. Результаты — такие же многообещающие, как и в Китае.

Кроме того, повышенная нагрузка на глаза, связанная с чтением, работой за компьютером, требует правильного питания глаз и организма в целом, и если эти требования не выполняются в должной мере, это также способствует ухудшению зрения.

Но, без сомнения, решающее значение имеют неправильные привычки зрения, а не сама по себе нагрузка на глаза. Настоящая проблема — отсутствие знаний. Принципы здорового зрения необходимо изучать, пропагандировать и широко применять.

Есть надежда, что когда-нибудь общее отношение к этой проблеме изменится. Но вы не обязаны ждать. Уже сейчас вы можете принять соответствующие меры и защитить свое зрение, научившись правильно пользоваться своими глазами.

4. Ухудшение зрения — результат слабости глазных мышц

Четвертое заблуждение: ухудшение зрения является результатом слабости глазных мышц.

На самом деле мышцы вокруг глаз в 150-200 раз сильнее, чем это необходимо для их нормальной работы. Эти мышцы редко слабеют. Напротив, от постоянного напряжения они чрезмерно укрепляются, что мешает их естественной гибкости и подвижности, — они становятся скованными и малоподвижными.

В качестве аналогии: у правши мышцы правой стороны тела становятся сильнее и работают с лучшей координацией, чем левосторонние мышцы. Почему? Только потому, что одни мышцы чаще используются, чем другие, а не потому что одни слабее других от природы.

Это справедливо и для глазных мышц: со временем развиваются определенные привычки и шаблоны поведения, в результате чего одни глазные мышцы становятся сильнее и согласованнее других. Но проблема не в самих мышцах, а в привычках. Изменив привычки, глаза можно переучить. И такие симптомы, как близорукость, дальнозоркость и т. п., ослабнут или исчезнут.

5. Зрение — это лишь физический, механический процесс

Пятое заблуждение основывается на утверждении, что зрение является физическим, механическим процессом и нормальное зрение обусловлено лишь формой глаза. Если глаз имеет правильную форму, то зрение будет нормальным; если же структура глаза деформирована, то это может вызывать близорукость, дальнозоркость или астигматизм.

В действительности, форма глаза — это один, но далеко не единственный, из элементов зрительной системы. Приведем пример: глазные врачи хорошо знают, что два человека, имеющие одинаковую рефракцию глаз (способность запечатлеть изображение на определенном расстоянии от сетчатки), могут обладать разной остротой зрения (способность видеть буквы на оптометрической таблице). Механические измерения и физические данные неспособны предопределить, насколько хорошо человек может видеть. Это связано и с другими факторами, помимо формы глаз.

Многие люди отмечают, что в определенное время суток они видят лучше. Многие отмечают ухудшение зрения в результате усталости или стресса. С чем связаны эти колебания?

Бывает ли с вами такое, что, ведя машину по автостраде, вы настолько увлекаетесь своими мыслями, что «не видите» нужный вам поворот? Или устаете настолько, что, читая страницу за страницей, не понимаете слов?

Зрение — это динамичный, изменяющийся процесс, зависящий от многих физических, эмоциональных и психических факторов. Форма глаза может быть одним из факторов, но даже она может измениться в результате тренировок.

 

Additional information